«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПОДРОСТКУ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»
У наших детей с определённого возраста начинается своя личная жизнь, в которую не заглянешь, как в открытую книгу. И этот возраст принято называть подростковым. Подростки далеко не все и всегда готовы делиться с взрослыми своими мыслями. Им бывает сложно подобрать слова, чтобы описать всё, что происходит у них в душе, они очень ранимы, и так как у них нет определённого жизненного опыта, они стесняются обратиться за помощью. Поэтому родителям нужно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка кризисной может быть любая ситуация, которую он переживает, как неразрешимую. И если взрослые вовремя не оценили серьёзность переживаний своего несовершеннолетнего и не оказали вовремя ему необходимую эмоциональную поддержку, то это может привести к решению им назревшей проблемы разными неадекватными конструктивными способами, так как он ощутил непонимание и одиночество, оставаясь со своей проблемой один на один.
Любая ситуация, которая может сильно отличаться от мнения между взрослым и ребёнком переживается подростком, как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая и может стать кризисной для него.Это может быть: ссора с друзьями, причём ссора может быть из-за абсолютного пустяка; расставание с любимым человеком или разрыв с партнёром( в подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьёзно); сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод; трудная жизненная ситуация в семье (тяжёлое заболевание близких или их смерть); насилие в семье; острые конфликты с учителями; разочарование в своих успехах в школе; издевательства со стороны сверстников, запугивание ими и отвержение подростка, травля в интернете/ социальных сетях; игровая и компьютерная зависимость; принадлежность к определенной юношеской субкультуре;подростковая беременность.
Назревает вопрос, что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
- разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком; выражать поддержку любыми способами близкими именно вашему ребёнку – это могут быть объятия, похвала, совместные занятия и другое;
- направлять эмоции в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество);
- стараться поддерживать режим дня подростка и питания; чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий, помнить, что вещи, приносящие удовольствие – красивая одежда, поход на концерт, в кафе не менее важны, чем учёба и дела по дому;
- помогать конструктивно решать проблемы с учёбой;
- при необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру – в зависимости от ситуации);
- постарайтесь также общаться с друзьями подростка, их родителями, учителями.
При этом основные принципы разговора с подростком:
- успокоиться самому и уделить всё внимание ему;
- вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени без нотаций, уговаривания, менторского тона речи;
- дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Запомните:
1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Семья - это ресурс социальной среды. Однако ресурсом она может быть в том случае, если её члены не мешают развитию человека, не противоречат его логике, являются опорой и они взаимодействуют таким образом, что каждому из них хочется жить, развиваться, общаться с людьми и друг с другом и радоваться этому взаимодействию.
Подготовила социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи О. В. Коблова.