АРТ-ТЕРАПИЯ «ОСЕННИЙ ЛИСТ»
Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой и собой, друзей нет или не хочется посвящать в самое сокровенное, и остаётся подросток со своими заботами один. Как ему помочь и поддержать в сложной жизненной ситуации.
Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: рисовать печаль, переживание, тревогу. Арт-терапия - это специальная форма психологической помощи. Цель состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя.
Если у подростка накопилось много внутренних проблем, если он агрессивно настроен по отношению к окружающему миру, если у ребёнка занижена самооценка, ему можно дать готовый рисунок и попросить его чтобы он этот рисунок дополнил какими-то элементами.
Реализовать свой потенциал и придти в результате к гармонии с собой по силам каждому. Для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество её заключается в свободе проявлений и действий, образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, это некий способ исцеления, основанный на искусстве.
Социальным педагогом отделения профилактики безнадзорности детей и подростков ОКУ «Железногорский центр социальной помощи семье и детям» было проведено интерактивное занятие с использованием арт-терапии. Подросткам было предложено на шаблоне осеннего листа выразить через графические символы своё внутреннее состояние. Несовершеннолетние с удовольствием взялись за эту работу. В ходе работы было интересно наблюдать за свободу выражения эмоций в рисунках одних детей и зажатостью и закомплексованностью других. Нашлись ребята, которые помогали, подсказывали другим. Я думаю, так и жизни они так же отзывчивы, потягивают руку помощи в случае необходимости. Интересно было наблюдать за детьми, которые начинали разрисовывать с середины листа, вероятно решают проблемы из души, а те кто с краёв листа в середину, те больше подвержены влиянию со стороны. В конце занятия детям объяснили, что таким приёмом можно помогать себе в стрессовых ситуациях снимать напряжение, вырисовывать свои страхи, сомнения, проблемы, оставляя их на рисунке.
Наблюдения за детьми на этих занятиях помогают соцпедагогу правильно выстроить индивидуально-коррекционную работу с подростком по формированию нравственного стержня.
А. Володская, соц. педагог отделения профилактики безнадзорности детей и подростков ОКУ «Железногорский центр соцпомощи»